Сообщество учителей технологии города Стрежевого

Меню сайта
Категории раздела
Порошина Елена Борисовна [1]
Речкина Татьяна Викторовна [2]
Рассказова Татьяна Васильевна [2]
Мои достижения [57]
Методическая копилка [3]
Мои достижения [0]
Работы обучающихся [41]
Работы обучающихся [1]
Работы обучающихся [0]
Это интересно [1]
Это интересно [0]
Это интересно [0]
Методическая копилка [1]
Собственные разработки, презентации, выступления.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » МБОУ СОШ №4 » Порошина Елена Борисовна

Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность в системе личностно-ориентированного обучения.

Развитие творческого потенциала обучающихся

через проектную деятельность  в системе

личностно-ориентированного обучения.

 

«Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум,

перегруженный ненужными знаниями».

Селестен Френе.

Предметная область «Технология» и, в частности, уроки трудового обучения наилучшим образом  интегрируют в себе те компоненты, что мне близки и интересны. Это прикладное творчество, это общение и обмен опытом с детьми и коллегами, это освоение новых направлений и технологий, это, в конце концов, лирика, без которой невозможна любая творческая работа и которой так не хватает в нашей сегодняшней жизни.

Предмет «Трудовое обучение» очень многогранен. По моему мнению, именно эта дисциплина учит детей быть житейски мудрыми, полезными обществу, подготовленными ко всяким случайностям. Необходимо все дарования, данные ребенку свыше, развивать в совершенстве. Бездарных людей мало, но и их необходимо обучать, хотя бы посредством ремесленного труда, чтобы они уважали себя и других и приносили пользу обществу. Трудовое обучение позволяет каждому ребенку раскрыться, самореализоваться, т.к. имеет множество направлений и обучающих подходов  даже в рамках одной темы. Здесь легко определить, что именно интересует учащегося в данном вопросе, а когда ученик удовлетворен ответом учителя, его мысли могут настолько углубить его познания, что зачастую они удивляют и обогащают самого педагога новизной и нестандартностью. Общение педагога и учащегося на уроках трудового обучения -  это в полной мере энергоинформационный обмен, диалог, сотворчество.

Мой девиз «Обучая других, обучаюсь сама» - не надуманная пустая фраза. Я пришла к нему сознательно, путем экспериментов, проб и ошибок.  На сегодняшний день я могу уверенно заявить, что наиболее приемлемыми и продуктивными методами работы для меня являются проектная деятельность в совокупности с личностно-ориентированным обучением.

Трудовое обучение, как составная часть «Технологии», направлено на «окультуривание» субъектного опыта ученика, на его нравственное воспитание, на педагогическую поддержку индивидуальности. А в основе ЛОО как раз и лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Самое же потрясающее в личностно-ориентированном обучении то, что оно направлено на личностный рост всех участников образовательного процесса, т.е. профессионально-личностный рост учителя в органичном единстве с личностным ростом учащихся.

Проектная деятельность в свою очередь нацелена на формирование комплексных свойств личности учащихся, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также развитие проектировочных, рефлексивных способностей. Проектирование способствует привитию навыков самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, что наиболее актуально в настоящее время.

Подготовить ребенка к будущей жизни, значит научить его полностью использовать свои способности, чтобы его глаза, уши, руки были его послушными орудиями, чтобы его суждение было способно правильно оценивать обстановку, в которой он будет жить и работать, чтобы он научился эффективно и экономно тратить свои силы. Именно это я и считаю своей педагогической задачей, именно эта позиция мне понятна и близка. Трудовое обучение, как никакая другая дисциплина, позволяет подкреплять полученные знания практическим опытом, моделировать жизненные ситуации, оценивать издержки, просчитывать ошибки. Я считаю своим долгом не только воспитывать, обучая, но и учить ребенка создавать должный социальный быт.

Моя задача, в рамках преподаваемой мною дисциплины, наполнить ребенка желанием того, что он должен, и направить его силы на осуществление этого должного. В трудный момент я должна помочь советом, не подавляя самодеятельности ребенка и оставляя право выбора за ним, такая помощь охотнее принимается учащимися. Моя задача - предвидеть ложное направление в работе, помочь осознать предстоящую ошибку и её последствия, объяснить, почему это является ошибкой. В будущем это поможет ребенку избежать подобных недоразумений и научит испытывать удовлетворение от успеха.

Подлинное обучение достигается лишь путем личной практики. Самостоятельная проработка развивает у ребенка творческие способности, одновременно развивая в нем и чувство ответственности, а наибольшее чувство ответственности у учащегося пробуждает только то, что он сделал сам своими руками. Я считаю своей задачей предоставлять детям максимальную самостоятельность в работе, оказывая им помощь лишь тогда и постольку, когда и поскольку она необходима. По моему мнению, лучшая помощь со стороны учителя – это «помогать учащимся, помогать самим себе».

Трудовое обучение позволяет немедленно оценить результат, знания, полученные на уроке. Демонстрация детьми практических навыков не заставляет себя долго ждать, а так как вся или почти вся практическая сторона данной дисциплины имеет житейскую и социальную направленность, родителям близки и понятны действия ребенка. Этим и замечательна учебная дисциплина «Трудовое обучение», семья не по итогам четвертных или годовых оценок видит результаты обучения своего ребенка, а по его незамедлительным желаниям продемонстрировать свои умения и навыки, важнейшим же стимулом и поддержкой ребенка являются удивление и похвала членов семьи. А какой радостью светятся глаза детей, когда их достижения представлены на конкурсах и выставках, что может с этим сравниться?

Я считаю, что каждый современный учитель должен быть подготовлен профессионально для создания новых, по педагогическим идеям и содержанию, методических и творческих разработок. А для этого необходимо быть широко эрудированным, творчески смелым, открытым и коммуникабельным человеком, уметь видеть новую проблему в знакомой ситуации, комбинировать известные способы действий в новый способ, мыслить альтернативно и вариативно, строить принципиально новые способы решения старых проблем.

ЛОО в предметной области «Технология».

 

Личностно-ориентированное обучение ставит ученика в центр образовательного процесса, здесь не ученик существует для системы обучения, а система обучения - для ученика. В ЛОО ученик рассматривается не только как объект, подвергающийся педагогическим воздействиям, а еще  как субъект, активно действующий, осваивающий учебный материал. Организуя ЛОО, учитель воспринимает ученика как личность с присущими ему особенностями характера, ценностями, отношением к окружающему миру, относится с уважением к взглядам ученика, даже если они не совпадают с его собственными.

Школа – это своего рода социальный институт, в её функции входит воспитание граждан общества, обладающих теми  качествами, которые необходимы для жизни в этом обществе. Отсюда - важнейшая функция образования: передача социального опыта.

В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Соответственно, ученику должно предоставляться право иметь собственные мировоззрения, убеждения и право на выбор. Возможность выбора в учебном процессе – отличительная черта личностно-ориентированного обучения.[1]

Предметная область «Технология», представляемая мной, наилучшим образом соответствует использованию всех компонентов, составляющих личностно-ориентированное обучение. «Технология», как учебная дисциплина, предполагает диалог между носителями личностного опыта – педагогом и учащимися, решение задач различной предметной природы с личностным контекстом, а также игровую имитацию социального пространства и личностной самореализации. С большим успехом проходят уроки, где моделируется производственный процесс. Где, играя, дети представляют себя закройщиками, модельерами, портными, бригадирами на швейном производстве и выполняют функции вышеперечисленных специалистов, причем довольно успешно. Снимают мерки, предлагают друг другу эскизы моделей одежды, руководят швейным процессом при изготовлении несложных предметов быта из текстиля, готовят на уроках кулинарии.

Субъектный опыт – это опыт, приобретаемый ребенком вне школы в условиях конкретной семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Меня всегда поражает и восхищает именно знакомство с субъектным опытом детей, когда у ребенка есть желание и возможность поделиться тем, что ему уже известно, а для других ново, когда педагог может не только учить и советовать, но и перенять опыт учащихся. Зачастую такие ситуации имеют место на уроках кулинарии, любимых всеми детьми без исключения.

ЛОО предоставляет ученику возможность выбирать те варианты и способы действий, которые ему близки. Самое же потрясающее в личностно-ориентированном обучении то, что процесс ЛОО  направлен на личностный рост всех участников образовательного процесса, т.е. профессионально-личностный рост учителя в органичном единстве с личностным ростом учащихся.

В этом контексте хотелось бы выделить закономерности педагогического процесса, которые имеют признаки всеобщности и повторяемости, касающиеся непосредственно предметной области «Технология»:

1.Освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений.

Здесь предполагается не только опыт, приобретаемый на занятиях, а опыт вообще, происходит интеграция знаний, данных педагогом, полученных от одноклассников, в процессе совместной деятельности, а также знаний и бытовых навыков, полученных в семье.

2.Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе.

Образовательный процесс в ЛОО – это энергоинформационный обмен опытом, знаниями, проверка на практике вариантов, вызывающих сомнение или неприятие, не должно быть неподтвержденного отрицания, любая гипотеза требует проверки и отрицательный опыт, это тоже опыт, если он не грозит здоровью ученика или крупными материальными потерями.

3.Единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

Специфика трудового обучения такова, что содержательная и процессуальная стороны неразрывно связаны между собой. Нет смысла озвучивать содержание, теорию без процесса практического, наглядно подтверждающего объективность и необходимость усвоения материала, предложенного учителем.

4.Зависимость эффективности образовательного процесса от материальных, гигиенических, морально-психологических условий, в которых  он протекает.

Поскольку предметная область «Технология» предполагает систематическое соблюдение правил техники безопасности в спецкабинетах – здесь и наличие спецодежды, и гигиена, и адекватное материальное обеспечение, и работа в командах, где должна быть соответствующая психологическая обстановка, то, конечно же, от всех этих условий зависит эффективность образовательного процесса.

5.Зависимость обученности сложным способам деятельности от успешного предшествующего овладения простыми видами деятельности.[2]

Вся работа на занятиях, как по кулинарии, так и по швейному делу, строится от простого к сложному. Не зная азов предмета нельзя двигаться дальше, к примеру, самое простое изделие – фартук, дети изготавливают в пятом классе, затем идет изготовление юбки, в шестом классе ученицы могут работать не только с прямоугольными формами, но и с простыми фигурными. Седьмой класс предполагает изучение не только поясной одежды, но и плечевой, поэтому здесь дети изготавливают изделие с цельновыкроенным рукавом, наконец, в восьмом классе, изучив, особенности фигуры человека, происходит переход к сложному в плане конструирования и пошива изделию – брюкам. Хочется заметить, что личностно-ориентированное обучение предоставляет широкие возможности варьирования изделий по сложности для учащихся разных способностей и уровня обученности.

 

Личностно-ориентированный подход

 на практических занятиях по трудовому обучению.

 

1.Обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащихся.

Реализуется в предпроектной подготовке, самостоятельном изучении истории костюма, снятии мерок с фигуры, техническом и художественном моделировании, изучении материаловедения, знакомстве с устройством швейной машины.

2.Происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения.

Находит свое отражение в проектной деятельности, а также на уроках практической направленности при дифференциации заданий – математический расчет, рисование, экономическое обоснование, интерес к истории костюма и другие направления.

3.Организуется работа с познавательными стратегиями учащихся в процессе познания.

Составление технологических карт обработки изделия, выбор видов отделки изделия и их технология изготовления, составление технологических карт производства натуральных, искусственных и синтетических тканей.

4.Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

При художественном моделировании используются шаблоны для создания эскизов одежды, при изготовлении ручных и машинных швов предлагаются технологические карты или образцы на выбор, в зависимости от продвинутости учащегося в данном виде деятельности.

5.Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

При изготовлении изделия варьируется его сложность в зависимости от способностей учащегося. При пошиве брюк предлагаются различные варианты – шорты, пижамные брюки, легкие летние брюки на кулисе, классические брюки, джинсы и др. При проектной работе возможно углубленное исследование  и проработка различных разделов – исторического, экологического, художественного, экономического  и других направлений. 

6.Обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

При выполнении математических расчетов активно работают на уроке дети с математическими способностями.

Заправка швейной машины и работа на ней - эта область за технически продвинутыми детьми. Кто-то из детей хорошо рисует, кто-то чертит, на уроках «Технологии» нет неуспешных детей, бывают только ленивые

7.Учитель предоставляет возможность выбора групповой или самостоятельной работы.

Проектная деятельность предполагает индивидуальную работу, работу в парах или в группе, право выбора остается за учеником.

8.Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

При изготовлении швейных изделий учитываются пожелания учащихся. Поскольку вещи изготавливаются по их собственным меркам, те девочки, кто не любит  носить юбки, могут сшить изделие на маму или подругу, тем, кому не нужны брюки, предоставляется возможность изготовить макет или изделие для третьего лица.

9.Происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов разрешения различных проблем и решения задач при совместном участии учителя и учащихся.

На практических занятиях по изучению свойств различных материалов происходит множество невероятных открытий, подтверждающих назначение материалов. На уроках кулинарии подтверждаются и опровергаются различные  рецептурные и технологические гипотезы. При конструировании швейных изделий выявляются закономерности связанные с особенностями осанки человека, его телосложения.

10.Оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимся, затем учителем.

В проектной деятельности учащиеся могут оценить результат по мере достижения целей, решения поставленных задач, подтверждения или опровержения гипотез. Сравнивая свою практическую работу с предложенным образцом, ученик имеет возможность дать объективную оценку своей работе.

11.Ученик изначально является автором различных видов творчества, особенно на уроках технологии, и лишь затем соотносит свои достижения с профессиональными образцами, изделиями народных промыслов, работами мастеров на выставках прикладного искусства.

Задача учителя ознакомить детей с техниками и технологиями различных народных промыслов. Разработкой эскизов, выбором материалов, изготовлением изделий занимаются ученики. Учитель отслеживает качество выполнения, направляет и корректирует ход работы, продвигает и презентует детские работы на выставках различных уровней, где происходит объективная оценка выполненных изделий и поделок.

12.Обеспечивается согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.

Предметная область «Технология» замечательна тем, что обновление учебного материала происходит ежегодно в силу объективных и субъективных причин. Это, в первую очередь, желание учащихся быть на пике моды в своих стремлениях изготавливать своими руками одежду и аксессуары, это новые веяния в кулинарном искусстве и постоянное обновление ассортимента продуктов на прилавках. Появление новых технологий и новых материалов также не дают стоять на месте. Дети в своем стремлении познать что-то новое, освоить необычные виды мастерства находятся всегда на гребне волны, именно это и стимулирует творчество в педагогической деятельности.

      

Проектная деятельность в системе ЛОО.

 

Суть метода проектов – стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.[3]

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В основе метода проекта лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении какой-либо теоретически или практически значимой  проблемы.

Трудовое обучение позволяет изучить определенное мастерство с двух сторон: со стороны материалов и со стороны приемов обработки. Знакомство с мастерством ведет к знакомству с материалом, изучение материала помогает определить его свойства и выбрать необходимый инструментарий и приемы обработки. Изучение приемов обработки дает навыки и техническое мастерство. Использование первоначально полученных приемов в освоении многих других ремесел – это искусство, это усвоение обширного опыта, которое позволит найти выход из любой затруднительной ситуации. Старые знания, адаптированные к новым обстоятельствам могут быть применимы всегда и везде при надлежащем развитии ума, которое возможно при логическом осмыслении, анализе и выяснении значения производимых действий.


 

Поисковая активность как основа творчества.

 

Поскольку немалая часть моей работы посвящена исследовательской деятельности обучающихся и разработке учебных бизнес-планов, я решила проследить  связь исследовательского поведения и творчества. Вроде бы она очевидна, но это не снимает задачу более подробного рассмотрения их взаимодействия. Мы справедливо привыкли  считать, что исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследователя обычно квалифицируется как деятельность творческая. И сам исследователь по этой логике – творец. Наблюдая за учениками-исследователями, я постоянно ловлю себя на мысли, что созидание ради созидания является оптимальной формой реализации их поисковой активности. Положительный результат зачастую выступает началом решения новой задачи, нового поиска. Если же результат отрицательный,  это означает лишь то, что круг поиска должен быть расширен.

 Я очень люблю свою работу, она позволяет мне заниматься любимым делом, когда каждый новый день не похож на предыдущий, а с окружающими людьми всегда есть точка соприкосновения, ведь нас объединяет творчество.

 

Порошина Елена Борисовна

Учитель технологии высшей категории

МБОУ СОШ №4 городского округа Стрежевой

Томской области

 



[1] Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия. М., 2005.

[2] Краевский В.В. Общие основы педагогики. М., Академия, 2003.

[3] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. М., 2008. – 272 стр.

[4] Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия. М., 2005. – 263 стр.

[5] Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в образовании. М., 2008. – 272 стр.

 



Источник: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,111617/Itemid,6/
Категория: Порошина Елена Борисовна | Добавил: Порошина (18.04.2013) | Автор: Порошина Елена Борисовна E
Просмотров: 372 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мыленкова Ирина Владимировна  
0
Елена Борисовна - моя коллега по работе. Она для многих стала любимым учителем – и в этом нет ничего удивительного, она любит и умеет щедро делиться с другими всем тем, что знает и умеет сама. Это высокая педагогическая добросовестность присуща ей во всём. Это замечательный, добрый и отзывчивый человек. Мне очень приятно с ней работать.

Имя *:
Email *:
Код *:
Личные странички
Поиск
Block title
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz