Сообщество учителей технологии города Стрежевого

Меню сайта
Категории раздела
Порошина Елена Борисовна [1]
Речкина Татьяна Викторовна [2]
Рассказова Татьяна Васильевна [2]
Мои достижения [57]
Методическая копилка [3]
Мои достижения [0]
Работы обучающихся [41]
Работы обучающихся [1]
Работы обучающихся [0]
Это интересно [1]
Это интересно [0]
Это интересно [0]
Методическая копилка [1]
Собственные разработки, презентации, выступления.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » МБОУ СОШ №4 » Методическая копилка

БЕРЕСТА

Береста.

 

2 СЛАЙД

И нет прекраснее и тоньше,

Чем тот берёзовый простор,

Где пахнет хлебом, пахнет рощей.

Наш дом на берегу озер,

А береста, белея всюду,

Пейзаж российский бережет,

Напоминая про былое,

Где у истоков счастье ждет,

Она нас лечит и врачует,

Спасая душу от невзгод,

И красоту свою дарует

И чистоту свою блюдет.

                                                   Н.Е. Белякова

3 СЛАЙД Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская береза – один из самых распространенных символических образов России. Однако издревле ее любили не только за красоту. Береза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении. Она могла напоить своим березовым соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека жилище; согреть (березовыми дровами топили печи), вылечить (березовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из березовых почек лечат некоторые заболевания). А уж говорить о знаменитых березовых вениках для бани! Из березы изготавливали посуду и другие предметы быта – туеса, солонки, тарелки, ложки, короба и др. березу использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты). На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.

4 СЛАЙД Береста удивительный по своим свойствам природный материал. Ее сравнительно легко добывать и обрабатывать, а богатство цветов и оттенков – от ослепительно белого до темно-коричневого – позволяет создавать из нее интересные работы. Береста — это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов.

5 СЛАЙД У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие — в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

6 СЛАЙД Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов — вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других.

7 СЛАЙД Приемы сбора, обработки и использования бересты для изготовления изделий, хотя и традиционны в своей основе, все же имеют некоторые особенности. Несмотря на то, что береза считается одним из самых распространенных в России деревьев, относиться к ней следует очень и очень бережливо. Бересту лучше заготавливать вдали от селений, в местах, специально отведенных для рубки леса, и на лесоповалах.

8 СЛАЙД Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу — это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других — туесов, коробов, набирух — требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) — берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом.

Прежде чем заняться изготовлением изделий из бересты, надо, научиться определять вид березы, которая дает наилучшую бересту, места, где она растет, время сбора (съема) бересты. Береза является представительницей лиственных пород деревьев. Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий. Отличительной особенностью березы пушистой является мелкий густой пушок, покрывающий одногодичные побеги ее и листья. Листья березы пушистой имеют овальную или яйцевидную форму без оттянутой к черешку вершины, чаще всего двоякозубчатые. Ветви не обвислые, сережки после созревания долго остаются на дереве. Береза пушистая растет на почвах с умеренной влажностью, в смешанных лесах с умеренной тенистостью (она теневынослива), на боровых склонах. Снаружи березу сплошным чехлом покрывает кора. Березовая кора состоит из внешнего пробкового слоя — бересты и внутреннего слоя — луба, который проводит воду с органическими веществами от листьев вниз по стволу. Далее следуют невидимый невооруженным глазом камбий, благодаря которому дерево растет, и, наконец, однородная древесина светлого цвета. Береста состоит из множества легко отделяемых друг от друга тонких, эластичных, гладких, прочных слоев, не пропускающих влагу и воздух и практически не поддающихся гниению. Ежегодно эти слои прирастают, и кора становится толще. Наружные слои обычно имеют белую окраску и реже — розовато-коричневую. Внутренние слои, обращенные к лубу, бывают различных оттенков — от желтого до коричневого. Именно эти внутренние слои бересты, как наиболее прочные, красивые и долговечные, используются при изготовлении изделий и у мастеров называются лицевой стороной. Наружные шелушащиеся слои называются изнаночной стороной и практического значения не имеют. Кроме цвета особую привлекательность бересте придают чечевички — небольшие узкие полоски черного или коричневого цвета. Летом они раскрыты, и через них осуществляется газообмен. На зиму чечевички закрываются, заполняясь особым веществом. Лучшая береста для всех видов изделий — широко пластая, слоистая, ровная, тонкая (средняя толщина до 1 мм), с небольшими узкими поверхностными чечевичками, теплая и бархатистая на ощупь, растяжимая, желтого, золотисто-желтого или желто-зеленого цветов. Такая береста бывает у берез в возрасте от 20 до 40 лет с гладким ровным стволом (диаметром более 160— 200мм), без болезненных утолщений, наплывов, сучков, порезов, ярко выраженных корок и грибов. Исключение составляют случаи, когда необходима береста для прорезной резьбы. Тогда ищут молодые деревья в возрасте не старше 15—16 лет. На окраинах полей, опушках леса часто растут березы с толстой корой. Береста у них с длинными и широкими чечевичками, гладкая, прочная, малорастяжимая, желтого, иногда красноватого оттенка или даже разноцветная: с северной стороны — желтая, с южной — красноватая. Это — береста второсортная. Она требует много усилий и времени при обработке. Береста с берез, растущих на торфянистых болотистых местах или отдельно на открытых пространствах,— непрочная, нерастяжимая, с множеством мелких и крупных почерневших чечевиц, толстая, пятнистая, в коросте, с отверстиями от ходов насекомых, однобокая, с утолщениями. Такую лучше не брать. Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной, во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение, но сок уже не получить. Лист набирает свою силу, становится темно-зеленым. В это время гремит первый гром, идет первая гроза. Средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15—20 мая до 15 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны. В этот период — с середины мая — надо просто чаще наведываться в лес. По окончании сокодвижения береста как бы присыхает к лубу, а в конце лета заготовка ее становится практически невозможной. Заготовка бересты — дело трудоемкое и даже опасное.

9 слайд Техника съема бересты разнообразна и зависит от того, для каких изделий она предназначается. Существует три вида заготовок — заготовка пластовой бересты, заготовка берестяной ленты и заготовка сколотня (рис. \а, б, в). Пластовая береста — это кусок, лист, пласт бересты, ограниченный по длине размером окружности ствола дерева (до 80см). Из пластовой бересты можно изготовить как целое изделие, например короб, так и часть его, например верхнюю обшивку (рубашку) туеса, и, кроме того, разрезав этот пласт на полоски-ленты, подготовить материал для плетения. Берестяная лента (лыко, сарга)— это полоса бересты, снимаемая с березы по спирали. Длина ленты может доходить до 2—3 м. Такие длинные ленты идут на изготовление кошелей, сумок, коробов, Сколотень (берестяной цилиндр, дупле) — это береста, снимаемая со ствола дерева целиком, трубкой, чулком. Из сколотня делаются внутренние стенки герметичных берестяных сосудов — туесов.

10 слайд При заготовке пластовой бересты и лыка используют нож-резак с коротким прямым лезвием и косо заточенным толстым (до 3мм) обушком (рис. 2а). Нож имеет вытянутую, уплощенную с боков, рукоятку. Для съема сколотня кроме ножа нужны: пила, топор и сочалка (рис. 26). Сочалка представляет собой инструмент длиной до 500мм штыковидной формы. Рабочая часть сочалки имеет уплощенную форму шириной до 5—7 мм. Боковые и верхние грани инструмента закруглены. Сочалка от рукоятки к вершине утончается и сужается. Ось рабочей части сочалки должна быть выше оси рукоятки примерно на 50—60 мм, что создает определенное удобство в работе. Рукоятку делают округлой по форме и слегка сплющенной с боков.

11 слайд Чтобы заготовить пласт бересты ножом-резаком, делают несколько неглубоких — до луба — надрезов. На рисунке за это показано стрелками. Первыми делают два горизонтальных надреза длиной примерно 200мм и на расстоянии друг от друга до 500мм. Затем от правого края верхнего надреза к нижнему делают вертикальный надрез. Надрезы проводятся осторожно, без значительного нажима на бересту, при этом старайтесь не повредить луб. Когда вертикальный надрез закончен, края бересты сами как бы отскакивают от ствола (луба), и она легко отделяется от него руками (рис. 36). При затруднении съема левый край бересты поддевают острием ножа-резака и ведут его по лубу вверх, постепенно отслаивая кору. Если луб остался неповрежденным — береста снята правильно. Дерево не портится» продолжает расти и напоминает о потере бересты темно-коричневой «заплатой». После съема бересту не менее получаса просушивают в тени и упаковывают в плотные пачки, как показано на рисунке Зв. Если такой возможности нет, бересту скатывают в плотные рулоны наружной стороной вверх по 8—10 пластов и перевязывают бечевкой (рис. Зв). При заготовке берестяной ленты делают спиральные надрезы вокруг ствола (рис. Зг). Ленту шире 60мм снимать не рекомендуется. Это связано с тем, что края сарги (ленты) при большей ширине ее имеют и больше шансов растрескаться при плетений, в отличие от лент узких, практически соответствующих по строению прямым лентам, получаемым при разрезании пластовой бересты. Подняв руку вверх по стволу, осторожно делают вертикальный (50—60 мм) надрез, от которого дальше надрез ведут по спирали (рис. 3d). При этом нож держат в ладони таким образом, чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, рукоятка была плотно зажата остальными тремя, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты при движении снимающего вокруг березы (рис. Зе). Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны внутренним слоем наружу (рис. Зж). Существуют другие методы съема берестяной ленты. Так, один из известных авторов публикаций по народным промыслам Г. Я. Федотов предлагает для получения длинной ленты пользоваться специальным резаком с ограничителем (рис. Зз). Лезвием этого резака прорезают бересту, а крючком ограничителя одновременно приподнимают и отделяют ленту от ствола во время спирального движения.

12 слайд Для заготовки сколотней на вырубке выбирают свежее поваленную березу с прямым, гладким стволом, срубают сучки и обрезают вершинную часть. Намечают чистые, ровные участки ствола (рис. 4а). При этом руководствуются правилом: длина сколотня не должна быть меньше полутора-двух диаметров ствола березы, но должна превышать высоту будущего изделия примерно на 80—100 мм. Установив длину сколотня, делают кольцевой разрез по нужной длине (рис. 46). Слегка поколачивают обухом топора или подобием деревянной колотушки, изготовленной на месте, по стволу дерева, чтобы отжать луб и отделить от него бересту. Вставляют под кору сочалку плоской стороной к древесине и осторожно поступательными движениями по окружности отслаивают от ствола берестяной цилиндр (рис. 46). Если заготовка больше длины сочалки, отслаивание проводят поочередно с каждой стороны. Отслоив сколотекь: его плотно обхватывают руками, а лучше — двумя или тремя оборотами ремня, и, вращая по спирали, снимают его. Затем отпиливают кусок ствола до начала следующего сколотня, делают новый кольцевой разрез и с помощью сочалки вновь начинают отслаивать кору. Если сколотень снимают с отдельного отрезка ствола, последний можно выбить из сколотня легкими ударами топора или колотушки. Однако надо всегда помнить, что от комля (основания березы) к вершине ствол сужается, приобретая очертания конуса, что едва заметно на отдельных отрезках ствола дерева. Поэтому снимать сколотень всегда надо в сторону вершины и сначала снимать сколотни меньшего размера. Когда все сколотни сняты и просушены, их для дальнейшей транспортировки и хранения последовательно, как матрешки, вставляют друг в друга.

Заготовленная впрок береста может храниться несколько лет. Для этого ее помещают в закрытое сухое (летом прохладное) помещение. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит в небольшие стопки, совмещая поперечные края, и прослаивают листами фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают значительный груз, препятствующий сворачиванию концов бересты. Тогда она сохраняет свое первоначальное состояние и не коробится. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а сколотни — вставленными друг в друга.

Мастер – класс «изготовление цветка из бересты»

13 слайд Для изготовления цветов используют упругие листочки бересты несколько толще бумаги. Размеры и формы лепестков весьма разнообразны и зависят от замысла. Простой цветок имеет один ряд из 4 -5 лепестков. Цветы, у которых они расположены в два ряда и более, называются сложными.

14 слайд Осваивать технологию их изготовления лучше всего с простого цветка. Она состоит из следующих этапов:

  • Бересту разрезают на полоски, волокна которых должны располагаться вдоль, иначе заготовка становится ломкой;
  • Полоску разрезают на одинаковые квадраты или прямоугольники;
  • Верхние углы квадрата скругляют, а нижние – срезают;
  • Для придания лепесткам объема их нужно выгнуть руками или с помощью ножниц. При этом нужно проследить, чтобы чистая и светлая сторона бересты была лицевой.

Такая технология изготовления позволяет работать практически без отходов, вырезая лепестки одинаковые по ширине, а главное по высоте, от чего зависит красота будущего цветка.

15 слайд Листья изготавливают из кусочков бересты такой же толщины, что и для лепестков или еще тоньше.

Для этого бересту разрезают на квадраты поперек волокон, а квадраты по диагонали на треугольники. Рисуют на кальке лист, проводят среднюю линию и жилки, наклеивают на него треугольник из бересты так, чтобы его диагональ совпадала со средней линией, а волокна с жилками. Следующий треугольник наклеивают на второю сторону рисунка листа симметрично первому. Зубчики нарезают отдельно на каждой стороне листа и складывают его пополам по средней линии и вырезают их, делая симметричными.

16 слайд Композицию из готовых цветков, листиков и веточек наклеивают на основу из листа фанеры или оргалита, обработав края надфилем или напильником или надфилем.

При составлении композиции надо следить, чтобы она была гармонична. Для этого всю поверхность изделия мысленно делят на три части. Внизу размещают крупные листья и цветы, в середине – средние, а на верху мелкие, оставляя воздушное пространство. После этого композиция дополняется травкой и веточками.

Каждый элемент, начиная с низу, берут пинцетом или рукой, переворачивают и смазывают клеем, а затем приклеивают на намеченное место.

Практическая работа

Мы будем делать сложный цветок. У вас на столах в пакетиках заготовки. Вы берете кружок, сверху на него приклеиваете длинные лепестки, чтобы в центре снизу остался кружок, оставляя по середине место для стебля проволоки, затем вы берете лепестки меньшего размера и наклеиваете на тот же круг поверх первых лепестков. На кончик стержня наносите клей и накручиваете бахрому из бересты и закрепляете клеем. В круге, где приклеены лепестки, делаем не большое отверстие, чтобы в него прошел стержень и часть сердцевины. Соединив наши заготовки мы с обратной стороны формируем из бумаги чашелистик.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Речкина (19.08.2015)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Личные странички
Поиск
Block title
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz