Сообщество учителей технологии города Стрежевого

Меню сайта
Категории раздела
Порошина Елена Борисовна [1]
Речкина Татьяна Викторовна [2]
Рассказова Татьяна Васильевна [2]
Мои достижения [57]
Методическая копилка [3]
Мои достижения [0]
Работы обучающихся [41]
Работы обучающихся [1]
Работы обучающихся [0]
Это интересно [1]
Это интересно [0]
Это интересно [0]
Методическая копилка [1]
Собственные разработки, презентации, выступления.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 28
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » МБОУ СОШ №4 » Методическая копилка

Методическая система

Развитие творческого потенциала обучающихся

через проектную деятельность  в системе личностно-ориентированного обучения

 

Предметная область «Технология», а с недавнего времени и предмет «Основы проектирования» наилучшим образом  интегрируют в себе те компоненты, что мне близки и интересны. Это прикладное творчество, это общение и обмен опытом с детьми и коллегами, это освоение новых направлений и технологий, это, в конце концов, лирика, без которой невозможна любая творческая работа.

Предмет «Технология» очень многогранен. Общение педагога и учащегося на уроках технологии  -  это в полной мере энергоинформационный обмен, диалог, сотворчество.

 

Личностно ориентированный подход на практических занятиях по трудовому обучению

 

1.Обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащихся.

Мой опыт. Реализуется в предпроектной подготовке, самостоятельном изучении истории костюма, снятии мерок с фигуры, техническом и художественном моделировании, изучении материаловедения, знакомстве с устройством швейной машины.

2.Происходит выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения.

Мой опыт. Находит свое отражение в проектной деятельности, а также на уроках практической направленности при дифференциации заданий – математический расчет, рисование, экономическое обоснование, интерес к истории костюма и другие направления.

3.Организуется работа с познавательными стратегиями учащихся в процессе познания.

Мой опыт. Составление технологических карт обработки изделия, выбор видов отделки изделия и их технология изготовления, составление технологических карт производства натуральных, искусственных и синтетических тканей.

4.Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

Мой опыт. При художественном моделировании используются шаблоны для создания эскизов одежды, при изготовлении ручных и машинных швов предлагаются технологические карты или образцы на выбор, в зависимости от продвинутости учащегося в данном виде деятельности.

5.Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

Мой опыт. При изготовлении изделия варьируется его сложность в зависимости от способностей учащегося. При пошиве брюк предлагаются различные варианты – шорты, пижамные брюки, легкие летние брюки на кулисе, классические брюки, джинсы и др. При проектной работе возможно углубленное исследование  и проработка различных разделов – исторического, экологического, художественного, экономического  и других направлений.  

6.Обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

Мой опыт. При выполнении математических расчетов активно работают на уроке дети с математическими способностями.

Заправка швейной машины и работа на ней - эта область за технически продвинутыми детьми. Кто-то из детей хорошо рисует, кто-то чертит, на уроках «Технологии» нет неуспешных детей, бывают только ленивые

7. Проектная деятельность предполагает индивидуальную работу, работу в парах или в группе, право выбора остается за учеником.

Мой опыт. Я стараюсь  предоставлять обучающимся  возможность выбора групповой или самостоятельной работы.

8.Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Мой опыт. При изготовлении швейных изделий учитываются пожелания учащихся. Поскольку вещи изготавливаются по их собственным меркам, те девочки, кто не любит  носить юбки, могут сшить изделие на маму или подругу, тем, кому не нужны брюки, предоставляется возможность изготовить макет или изделие для третьего лица.

9.Происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов разрешения различных проблем и решения задач при совместном участии учителя и учащихся.

Мой опыт. На практических занятиях по изучению свойств различных материалов происходит множество невероятных открытий, подтверждающих назначение материалов. На уроках кулинарии подтверждаются и опровергаются различные  рецептурные и технологические гипотезы. При конструировании швейных изделий выявляются закономерности связанные с особенностями осанки человека, его телосложения.

10.Оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимся, затем учителем.

Мой опыт. В проектной деятельности учащиеся могут оценить результат по мере достижения целей, решения поставленных задач, подтверждения или опровержения гипотез. Сравнивая свою практическую работу с предложенным образцом, ученик имеет возможность дать объективную оценку своей работе.

11.Ученик изначально является автором различных видов творчества, особенно на уроках технологии, и лишь затем соотносит свои достижения с профессиональными образцами, изделиями народных промыслов, работами мастеров на выставках прикладного искусства.

Мой опыт. Я знакомлю  детей с техниками и технологиями различных народных промыслов. Разработкой эскизов, выбором материалов, изготовлением изделий занимаются ученики. Я отслеживаю качество выполнения, направляю и корректирую ход работы, продвигаю и презентую детские работы на выставках различных уровней, где происходит объективная оценка выполненных изделий и поделок.

12.Обеспечивается согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.

Мой опыт. Предметная область «Технология» замечательна тем, что обновление учебного материала происходит ежегодно в силу объективных и субъективных причин. Это, в первую очередь, желание учащихся быть на пике моды в своих стремлениях изготавливать своими руками одежду и аксессуары, это новые веяния в кулинарном искусстве и постоянное обновление ассортимента продуктов на прилавках. Появление новых технологий и новых материалов также не дают стоять на месте. Дети в своем стремлении познать что-то новое, освоить необычные виды мастерства находятся всегда на гребне волны, именно это и стимулирует творчество в педагогической деятельности.

 

Проектная деятельность в системе ЛОО

 

Суть метода проектов – стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Предмет «Технология» позволяет изучить определенное мастерство с двух сторон: со стороны материалов и со стороны приемов обработки. Знакомство с мастерством ведет к знакомству с материалом, изучение материала помогает определить его свойства и выбрать необходимый инструментарий и приемы обработки. Изучение приемов обработки дает навыки и техническое мастерство. Использование первоначально полученных приемов в освоении многих других ремесел – это искусство, это усвоение обширного опыта, которое позволит найти выход из любой затруднительной ситуации. Старые знания, адаптированные к новым обстоятельствам могут быть применимы всегда и везде при надлежащем развитии ума, которое возможно при логическом осмыслении, анализе и выяснении значения производимых действий.

Трудовое обучение, как никакая другая дисциплина, позволяет подкреплять полученные знания практическим опытом, моделировать жизненные ситуации, оценивать издержки, просчитывать ошибки. Я считаю своим долгом не только воспитывать, обучая, но и учить ребенка создавать должный социальный быт.

Моя задача предвидеть ложное направление в работе обучающегося и помочь осознать предстоящую ошибку и её последствия, объяснить, почему это является ошибкой. В будущем это поможет ребенку избегать подобных недоразумений и научит испытывать удовлетворение от успеха. Предоставляя ученику возможность упражняться в выборе целей и действий, а трудовое обучение наилучшим образом соответствует этому, учитель способствует здоровому росту личности, который является критерием и оценкой всего поведения учащегося.

 Рамки одной дисциплины не позволяют в полной мере управлять воспитанием детей, но интеграция дисциплин, сотрудничество и взаимопонимание между педагогами в образовательном учреждении могут сделать многое.

Технология в проектной деятельности интегрируется с такими дисциплинами как ИЗО, социология, математика, история, экология, русский язык. Именно эта интеграция и дает максимальный образовательный и метапредметный эффект, происходит всестороннее развитие ученика.

Максимальный же эффект в личностном развитии и воспитании реально достижим при привлечении родителей к участию в обучении ребенка, пусть даже не прямо, а косвенно. Трудовое обучение, а особенно через призму проектной деятельности,  позволяет немедленно оценить результат, знания, полученные на уроке. Демонстрация детьми практических навыков не заставляет себя долго ждать, а так как вся или почти вся практическая сторона данной дисциплины имеет житейскую и социальную направленность, родителям близки и понятны действия ребенка. Этим и замечательна учебная дисциплина «Трудовое обучение», семья не по итогам четвертных или годовых оценок видит результаты обучения своего ребенка, а по его незамедлительным желаниям продемонстрировать свои умения и навыки, важнейшим стимулом и поддержкой ребенка являются удивление и похвала членов семьи. Учитель же имеет возможность пообщаться с родителями учащихся и получить оценку своего труда через письменные и устные отзывы родных и близких своих воспитанников.

Так на уроках кулинарии, изучая определенную группу продуктов и их обработку, я практикую на занятиях обмен рецептами, соответствующими данной теме. Что-то удается приготовить на практическом занятии, а то, что в силу отсутствия необходимого количества времени мы не можем отработать на уроках, дети с удовольствием готовят дома, разрабатывая проектную работу по приготовлению блюда, проводят апробацию успешности проекта в кругу домашних.  В класс приносят отзывы членов семьи, друзей, подруг, которые с восторгом озвучиваются на уроке. Я в такие моменты ощущаю близость и поддержку родителей своих учеников и понимаю, что мы движемся в верном направлении.

Всю деятельность учащегося на уроках технологии  можно условно разбить на четыре стадии: установление цели, планировка работы, выполнение работы и оценка.

 

 

Цель направляет и ведет за собой на протяжении всего процесса работы. План действий разрабатывается по направлению к достижению цели. Выполнение происходит в соответствии с планом и установленной целью.

 Личностно-ориентированное обучение дает возможность в рамках единой темы каждому учащемуся самостоятельно устанавливать и постигать определенную цель в соответствии с его планом, а также оценивать свою работу, сравнивая полученный результат с тем, что был запланирован.

Ни для кого не секрет, что основная сущность учебно-воспитательной работы в том и заключается, чтобы научить молодое поколение самостоятельно ставить себе цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу. Задача учителя – развивать у учащихся чувство ответственности за правильный выбор и направление, способствующие получению наилучшего результата. Подлинное обучение достигается лишь путем личной практики учащегося. Самостоятельная проработка развивает у ребенка творческие способности, одновременно развивая в нем и чувство ответственности, а наибольшее чувство ответственности у учащегося пробуждает только то, что он сделал сам своими руками.

Я считаю своей задачей предоставлять детям максимальную самостоятельность в работе, оказывая им помощь лишь тогда и постольку, когда и поскольку она необходима. По моему мнению, лучшая помощь со стороны учителя – это «помогать учащимся, помогать самим себе».

Повышению творческого потенциала обучающихся способствуют:

-использование таких форм и методов организации учебной деятельности, которые позволяют раскрыть субъектный опыт учащихся;

-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, быть непонятым;

-оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

-поощрение стремления ученика находить свои способы работы, технологии изготовления, анализировать результаты и способы работы других учащихся, выбирая при этом самые рациональные;

-создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Метод творческих проектов отражает все вышеперечисленные требования.

Проектный метод наилучшим образом решает проблемы перехода на личностно-ориентированное обучение, т.к. дает ответы на многие непонятные вопросы нашей непростой, но интересной  и творческой работы. Он позволяет признать индивидуальность ученика, создать необходимые и достаточные условия для его развития. Использование метода творческих проектов удачно сочетается с основными требованиями к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

Через удачно подобранный учебный материал я обеспечивю выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

Излагаемый мной материал направлен не только на расширение объема и структурирование знаний, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

В ходе обучения я стараюсь  постоянно согласовать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

Я предоставляю  возможность выбора при выполнении заданий;

Активное стимулирование мною учеников к самоценной образовательной деятельности обеспечивает возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

Я обязана обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса выполнения работы.  

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

 

Поисковая активность как основа творчества

                                                                       

Поскольку немалая часть моей работы посвящена исследовательской деятельности обучающихся и разработке учебных бизнес-планов в рамках предмета «основы проектирования», я решила проследить  связь исследовательского поведения и творчества. Вроде бы она очевидна, но это не снимает задачу более подробного рассмотрения их взаимодействия. Мы справедливо привыкли  считать, что исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследователя обычно квалифицируется как деятельность творческая. И сам исследователь по этой логике – творец. Наблюдая за учениками-исследователями, я постоянно ловлю себя на мысли, что созидание ради созидания является оптимальной формой реализации их поисковой активности. Положительный результат зачастую выступает началом решения новой задачи, нового поиска. Если же результат отрицательный,  это означает лишь то, что круг поиска должен быть расширен.

Мои ученики – наглядный тому пример. Практически все они, начиная заниматься исследовательской работой, продолжают её на протяжении нескольких лет и даже по окончании школы. Бородина Дарья, обучаясь в Новосибирском государственном университете, внедряет в этом году свой проект, «Приглашение в мир необычных профессий», написанный в 10 классе и доработанный в 11 классе в школах города Новосибирска. Имаева Наиля с которой мы создали два исследовательских проекта, обучаясь в Казанском государственном университете, с первого курса окунулась в научно-исследовательскую работу, я услышала от неё много слов благодарности за то, что эта деятельность ей интересна и понятна, нет страха перед научной работой.  Войцехович Диана – студентка ТГУ, участвовала в вебинаре при ТОИПКРО осенью 2009 года, где на всю область представляла и защищала свой проект «Хочу на бал!».  С такими людьми легко и интересно сотрудничать, именно сотрудничать, а не обучать их. Если исследование стало потребностью, переросло в созидательную деятельность, можно быть уверенным в том, что человек не остановится в саморазвитии, он обрел свой путь, свой стиль жизни. Творческий человек способен быстро учиться и переучиваться, но чрезмерно разносторонние знания могут быть помехой и труднопреодолимой преградой для решения нестандартных задач.

Для людей с низким творческим потенциалом ситуации с большой степенью неопределенности вызывают дискомфорт, такие люди предпочитают максимально алгоритмизированные действия и предсказуемый результат. Неожиданный результат и незапланированные действия могут внести смятение в деятельность такого человека. Работать с обучающимися такого типа интересно, но предсказуемость их действий сводит на нет саму идею исследования.

Организуя работу в группах очень удобно соединять учеников с высоким творческим потенциалом и с низким. Они дополняют друг друга, между ними нет соперничества, каждый выполняет свою часть работы по поиску и интерпретации результатов.

Поисковая активность выступает движущей силой саморазвития индивида, а потребность в поиске является основным двигателем общественного прогресса и творческого развития. Только надо всегда помнить о том, что критика идей недопустима, она будет сдерживать полет творческой мысли. Лучшие идеи – самые неординарные и неожиданные идеи, зачастую парадоксальные и нереальные.

Мне легко и интересно работать с творческими детьми, у меня, как и у них очень часто идеи возникают неожиданно, спонтанно, трансформируясь впоследствии в интересные творческие находки – исследовательские проекты, модели одежды и новые технологии их изготовления, поделки и картины в разных техниках исполнения, кулинарные блюда, дизайн интерьера и многое другое. Я очень люблю свою работу, она позволяет мне заниматься любимым делом, когда каждый новый день не похож на предыдущий, а с окружающими людьми всегда есть точка соприкосновения, ведь нас объединяет творчество.

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Порошина (20.04.2013)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Личные странички
Поиск
Block title
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz